Главная - Гуманитарные - Литература русская - Юмор в литературе.

Юмор в литературе.

  • Тема: Юмор в литературе.
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Литература русская
  • Страниц: 22
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Новгород
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение

Толковый словарь русского языка поясняет: «Смех ко¬роткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровож¬дающиеся характерными порывистыми звуками...». Это верно. Но если бы смех был только особым выдыхательным движением, с его помощью можно было бы рушить разве что карточные домики и он не был бы пред¬метом рассмотрения в нашей работе. Темой данной работы является юмор в литературе, его историческое и культурное значение, отражающееся во множестве литературных источников.
Б. Кроче писал, что все определения комического в свою очередь комичны и полезны только тем, что вызывают чувство, которое пытаются анализироваь [4, с.35].
На деле смех как отмечал Н. Щедрин оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех [4, с.36]. А. Герцен писал, что смех одно из самых мощных орудий разрушения; смех Вольтера бил, разил, как молния. От смеха падают идолы, падают венки и оклады, и чудотворная икона делает¬ся почернелой и дурно нарисованной картинкой. Для В. Маяковского ост¬рота «оружия любимейшего род». Ч. Чаплин утверждает, что для на¬шей эпохи юмор противоядие от ненависти и страха. Он рассеивает ту¬ман подозрительности и тревоги, окутавший ныне мир [2, с.118].
Этой заключительной идее, позаимствованной у величайшего комика, я хотела бы определить задачу моей работы, как исследование юмора в мировой литературы с целью показать его созидающую и благодатную роль в развитии мировой культуры и человечества.



1. Историзм комедийного анализа жизни

Творческая жизнетворящая сила юмора была подмечена людьми очень давно. В древнеегипетском папирусе, хранящем¬ся в Лейдене, божественному смеху отводится роль создателя мира: «Когда бог смеялся, ро¬дились семь богов, управляющих миром... Когда он разразился смехом, появился свет... Он разразился смехом во второй раз появились воды...». Наконец, при седьмом взрыве смеха родилась душа [Reinach . 1908. Р. 112-113].
В Средние века народный смех, противостоящий строгой идеологии церкви, звучал на карнавалах, в комедийных действах и процессиях, на праздниках «дураков», «ослов», в стихии фривольно-площадной речи, в остротах и выходках шу¬тов, в быту, на пирушках, с их «бобовыми» королями и королевами, и, конечно же, в па¬родийных произведениях.
Эпоха Возрождения провозгласила: человек мера всех вещей. Полная физической и духовной силы, брызжущая умом и чувственностью человеческая природа раскрепощается в жизнерадостном смехе Рабле. А все, что не соответствует этой мере, заслуживает у Рабле осмеяния, например, схоластика этот идейный оплот старого мира. Воспитание Гарган¬тюа схоластами изображается в пародийно-сатирическом ключе. Схоласты заставляют уче¬ника бессмысленно зубрить тексты, и он ничему не может научиться. Столь же пародийно изображает Рабле перипетии государственной жизни. Пикрошоль идет войной на доброго и беззаботного короля Грангузье, у которого не оказывается даже войска для сопротивления. Пришлось вызывать Гаргантюа, который защищает государство и помогает победить Пик¬рошоля.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» не сатирическое произведение, и сатира лишь один из его оттенков. У Рабле исходная точка отношения к миру че¬ловек как мера всех вещей, утверждаемый в веселом, брызжущем жизнью смехе. Смех Рабле озорной, фривольный и грубоватый, дерзкий и жизнерадостно-праздничный, карна¬вальный. Это смех отрицает и утверждает, казнит и воскрешает, хоронит и возрождает. Кар¬навальный смех универсален, он направлен на все и вся (в том числе и на самих смеющихся): весь мир предстает в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительно¬сти. Во всенародности карнавального смеха, воплощаемого в творчестве Рабле, наиболее полно проявляется коллективистский принцип эстетики комического.
В эпоху Возрождения комедийное искусство за отправное начало берет человеческую природу (человек как мера состояния мира). Так, в «Похвальном слове глупости» Эразма Роттердамского «нормальная», «умеренная», знающая меру человеческая глупость судит и осмеивает глупость безмерную, неразумную, бесчеловечную.
В эпоху классицизма чувство юмора опирается на абстрактные нравственные и эс¬тетические нормы Объектом сатиры становится персонаж, концентрирующий в себе абст¬рактно-отрицательные черты, противоположные добродетели. Так возникает сатира Мольера, осмеивающая ханжество, невежество, мизантропию.
Сатира эпохи Просвещения продолжила традиции Сервантеса в исследовании состоя¬ния мира. Критика обращена против несовершенства мира и человеческой природы. Выра¬жением нового этапа становится созданная Свифтом фигура Гулливера. Он человек-гора, под стать великанам эпохи Возрождения. Однако у Свифта не весь Гулливер с его слабыми и сильными сторонами, а лишь его здравый смысл становится мерой сатирического анализа эпохи. Бичуя зло, Свифт отправляется от здравого смысла, поскольку другие качества чело¬века относительны: великан в стране лилипутов, Гулливер оказывается лилипутом в стране великанов. Не выходя за пределы эпохи Просвещения, английский сатирик предвосхищает осознание утопичноти ее идей. Описывая школу политических прожектеров, Свифт иро¬низирует над несбыточностью идей просветителей: это были «совершенно рехнувшиеся люди», они «предлагали способы убедить монархов выбирать себе фаворитов из людей ум¬ных, способных и добродетельных; научить министров принимать в расчет оказавших об¬ществу выдающиеся услуги...» [4, с.85].
Романтизм раскрыл неблагополучное состояние мира через неблагополучное состоя¬ние духа, подвергнув художественному исследованию внутренний мир человека. Ирония превращается в главную форму комизма. Комедийный анализ опирается на представления о несбыточном совершенстве, которыми выверяются реальный мир и личность. Ирония сменяется самоиронией (например, у Гейне), самоирония перерастает в мировой скепсис. Мировой скепсис романтической иронии родной брат мировой скорби романтической трагедии.
Отправной точкой сатиры критического реализма становятся развернутые эстетические идеалы, вбирающие в себя народные представления о жизни, о человеке, о целях и лучших формах общественного развития. Гоголь порой одной фразой включает сатириче¬ский персонаж во всеобщее, сопоставляет с жизнью мира. Плюшкин «прореха на человечестве». Это и характеристика Плюшкина, и характеристика человечества, на руби¬ще которого возможна такая прореха. Гоголевская сатира, говоря словами писателя, поста¬вила «русского лицом к России», человека лицом к человечеству [6, с.30].

2. Комическое. Концепции комического в истории литературы

Платон утверждает, что смешны слабые и неспособные отомстить, если над ними насмехаются. Невежество лиц могущественных ненави¬стно, а невежество слабых делает их смешными. Смешным бывает само¬мнение там, где оно никому не вредит. Сказав об отдельных случаях смешного, Платон не обобщил свои наблюдения и не дал единого понима¬ния природы комического (разделив вопросы «что прекрасно?» и «что та¬кое прекрасное?», Платон не применил это к комическому). Платон счита¬ет: необходим запрет «свободнорожденным людям» заниматься «коме¬дией» и «обнаруживать свои познания в этой области». Воспроизведение комического средствами искусства (в слове, песне, пляске), согласно Пла¬тону, «надо предоставить рабам и чужестранным наемникам». Великому философу представителю рабовладельческой аристократии чужда демократическая сущность комедии.
Аристотель полагал, что смех вызывают несчастья и «некоторые ошибки и безобразия», никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные; комедия «воспроизведение сравнительно дурных харак¬теров», которые, однако, не абсолютно порочны. Смешное для Аристотеля область «безвредных» нарушений этики. Обличающий смех Аристофана, наполненный часто не веселостью, а болью и вызывающий гнев и отвра¬щение к осмеиваемому, не соответствовал аристотелевскому пониманию комического. Эстетика Аристотеля отрицала сатиру и теоретически обос¬новывала комедию характеров (Менандр). По Аристотелю свободному человеку подходит ирония, ибо пользующийся ею вызывает смех ради собственного удовольствия, а шут для забавы другого. Иронией Ари¬стотель называет оттенок смеха, вызываемый особым комедийным при¬емом, когда мы говорим одно, а делаем вид, что говорим другое, или когда мы называем что-либо словами, противоположными смыслу того, о чем мы говорим. Насмешка, по Аристотелю, своего рода брань. Нужно бы запретить ее, как законы запрещают некоторые виды порицания и брани [Аристотель. Никомахова этика. IV , 8].

Содержание

Введение3
1.Историзм комедийного анализа жизни.4
2.Комическое. Концепции комического в истории литературы.7
3.Юмор в литературе социокультурная реальность..11
3.1. Демократизм смеха12
3.2. Активность восприятия юмора...13
3.3. Комическое как противоречие14
3.4. Неожиданность в комическом.14
4.Смехи и юмор в русской народной сказке..16
5.Типы и оттенки комизма. Мера смеха.20
Заключение.21
Библиография22

Литература

Библиография

1. Антология мирового анекдота. От великого до смешного... Киев-М., 1998.
2. Афанасьев. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1985.
3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
4. Бергсон А. Смех. М., 1992.
5. Борев Ю.Б. Эстетика, М., 2002
6. Мифы и легенды Европы. Саратов, 199юмор.
7. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1980, 1982.
8. Пропп В.Я. Былины. Т. 1-2. М., 1958.
9. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. (По поводу сказки о Несмеяне). М., 1999.
10. Пропп. В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
11. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
12. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.
13. Юдин Ю.И. Интерпретация былинного сюжета. К методике обнаружения эпического подтекста // Методы изучения фольклора. Л., 1983. СС. 1юмор6-153.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Два взгляда на революцию в литературе 20 века Реферат 2008 45 не указан 500 Купить Заказать
оригинальную
Тургеневская модель героя как сознательно-героической натуры и её художественное воплощение в романах "Накануне" и "Отцы и дети" Реферат 2008 24 не указан 500 Купить Заказать
оригинальную
Взгляды Гоголя на драматическое искусство Реферат 2008 20 не указан 500 Купить Заказать
оригинальную
Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова Реферат 2008 19 москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Своеобразие драм А.П. Чехова Реферат 2008 21 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Славянские литературные микроязыки Реферат 2008 19 москва 500 Купить Заказать
оригинальную
. Культура речи делового человека Реферат 2008 14 МАМИ 500 Купить Заказать
оригинальную
Михаил Ломоносов - биография, научные достижения, творчество. Реферат 2008 25 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Особенности Русской культуры XVIII в Реферат 2008 21 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Лермонтов М.Ю. Реферат 2008 26 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную