Главная - Гуманитарные - Этика - ДОБРО И ЗЛО КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

ДОБРО И ЗЛО КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

  • Тема: ДОБРО И ЗЛО КАК ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Этика
  • Страниц: 13
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: БГУ (г.Минск)
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

1. Понятия Добра и Зла

Добро и Зло наиболее общие понятия морального созна¬ния, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются этической характеристикой всякой человеческой дея¬тельности и отношений.
Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которо¬му относят то, что полезно людям. Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным.
Поэтому благо в одном отноше¬нии может быть злом, в другом - благо для людей одного истори¬ческого периода может не быть таковым для людей другого пе¬риода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, полезно другому .
Этику интересуют не любые, а духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, сча¬стье, любовь. В этом ряду Добро особый вид блага в сфере че¬ловеческого поведения. Смысл добра как качества поступков со¬стоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укреп¬ление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом.
Поскольку высшее благо это совершенствование лично¬сти и отношений в обществе, то все, что в действиях индивида способствует этому, есть добро; все, что препятствует, зло. На основании этого мы можем определить критерии дора. Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Чело¬века, его уникальность и неповторимость, его счастье, потреб¬ности и интересы, главным критерием добра выступает все то, что способствует проявлению подлинной сущности человека его самораскрытию, самовыявлению, самореализации; все, что придает смысл человеческому существованию.
Другим критерием добра и одновременно условием, обес¬печивающим самореализацию человека, выступают гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.
Таким образом, в категории добра воплощаются представле¬ния людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению личного счастья и гуманности в отно¬шениях между людьми.
Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все мораль¬ные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и ре¬зультата (действия). Благие побуждения, намерения, не про¬явившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства .
Как качества личности добро и зло выступают в виде доб¬родетелей и пороков.
Как свойства поведения в виде доброты и злобы.
Доброта это линия поведения: приветливая улыбка, акт милосердия, вовремя проявленная любезность. Доброта это и точка зрения, убежденность, сознательно или невольно испове¬дуемая философия, в которых проявляется сущность человека.
Добрый человек это человек отзывчивый, сердечный, вни¬мательный, способный разделить нашу радость, даже когда он озабочен собственными проблемами, когда у него есть оправда¬ние для резкого слова или жеста. Обычно это человек общитель¬ный, он хороший собеседник. Когда в человеке есть доброта, он : излучает тепло, щедрость и великодушие.
Зло по своему содержанию противоположно Добру и выра¬жает, во-первых, наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, протиоречащем требованиям морали; во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных мо¬ральных качеств; в-третьих, оценку конкретных отрицатель¬ных поступков людей.
К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние: Зависть одна из лучших спутниц зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотно¬шения людей, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах ок¬ружающих. Нередко зависть толкает людей на совершение амо¬ральных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти. Злом является и высоко¬мерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, над¬менным отношением к людям. Одно из самых страшных прояв¬лений зла месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких (кровная месть).
Человек, для которого совершение зла является нормой, а иногда и удовольствием, злобный человек. Такой человек как бы мстит окружающим за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции в профессии, в общественной жизни, в личной, сфере.

2. Добро и Зло: особенности и парадоксы

1. Всеобщий, универсальный характер. Если, скажем, честь и достоинство сугубо личностные оценки человеческих ка¬честв, проявляющиеся в межличностных отношениях, то под «юрисдикцию» добра и зла подпадает все: и человеческие отно¬шения, и отношение человека к природе и миру вещей.
2. Конкретность и непосредственность. Это понятия исто¬рические, зависящие от реальных конкретных обществен¬ных отношений и обстоятельств. Так, в первобытном обществе добром считалось все, что способствовало выживанию рода, т.е. добродетелью были не только мужество и храбрость, но и коварст¬во, хитрость и даже жестокость. С появлением частной собственно¬сти добро начало отождествляться с материальным благополучи¬ем, богатством, а поскольку распределялось оно неравномерно, то достижение добра одними осуществлялось зачастую за счет при¬чинения зла другим.
3. Субъективность: они не принадлежат объективному ми¬ру, а действуют в области человеческого сознания и отношений. В природе нет явлений, которые безотносительно. к человеку были бы добром или злом. Это мы в зависимости от своих инте¬ресов и условий жизни относим одни явления к разряду «доб¬рых», другие к разряду «злых». Дело в том, что добро и зло понятия не только ценностные, но и оценочные. И, как и всякие оценочные понятия, они несут в себе элемент человеческой субъективности, личной пристрастности, эмоцио¬нальности. Поэтому:
Разные субъекты в силу разницы в понимании, интересах,
отношениях могут иметь неодинаковые представления о добре
и зле: один считает, что добро «счастье и покой», другой
что это гражданственное неравнодушие и борьба за справедли¬вость, третий духовное самосовершенствование, четвертый
материальный достаток. В этих условиях людям трудно понять
друг друга, особенно если их оценки взаимоисключающи, а не¬
терпимость не позволяет принять точку зрения другого.
Этим недостатком «грешат» многие из нас. Особенно те, кто имеет власть над другими. Им кажется, что они владеют моно¬полией на истину и добро, правом обращать в «свою веру» всех сомневающихся и инакомыслящих для их же блага. Но на¬сильственное добро уже не есть добро: нельзя насильно заста¬вить людей быть счастливыми или добродетельными.
То, что для одного человека объективно выступает в виде до¬
бра, для другого является (или ему кажется, что является) злом.
Война, которая большинству людей несет безусловное зло, для кого-то может быть источником денег, карьеры, славы, т.е. добром. То же в области человеческих отношений. Мы делим людей на «плохих» и «хороших», «добрых» и «злых»... Но со временем выясняется, что «плохой» с нашей точки зрения для других не так уж и плох, у него есть друзья, которые его уважают. И мы сами по-своему «хорошие» далеко не у всех поль¬зуемся симпатией, а для кого-то просто невыносимы .
Субъективность, таким образом, предполагает отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире (они возможны лишь в абстракции или мире потустороннем). Отсюда четвертая особенность добра и зла.
4. Относительность добра и зла, которая предстаёт в следующих вариантах:
Зло в одних условиях и отношениях может представать в виде добра в других условиях и отношениях. Руский фило¬соф Н.О. Лосский, указывая на то, что зло всегда относительно, утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра. Он подтверждал это на примере смер¬ти. Смерть есть зло, символизирующее предельное зло мира. Но если абстрагироваться от личностных переживаний, связанных с болью утраты близких людей или страхом собственной смер¬ти, и посмотреть на смерть с точки зрения ее роли в процессе жизни, то становится очевидной ее необходимость не только биологическая, но и этическая. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Без смер¬ти нет жизни, но без смерти нет и смысла жизни. Благодаря смерти жизнь приобретает качество непреходящей ценности. Только то ценно, что конечно. Осознание человеком своей конеч¬ности побуждает его искать способы преодоления смерти, духов¬ной и даже физической, становится импульсов к творчеству.

Содержание

1. Понятия Добра и Зла 3
2. Добро и Зло: особенности и парадоксы 6
3. Проблема борьбы Добра и Зла 10
Список использованной литературы.. 13

Литература

Список использованной литературы

1. Гусейнов АЛ. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М., 2004.
2. Мишаткина ТД. Этика. Практикум. Мн., 2003.
3. Мишатпкина Т.В. Этика. Экспресс-курс. Мн., 2005.
4. Прикладная этика: учеб. пособие /под ред. И. Л. Зеленковой. Мн., 2006.
5. Этика: учебник / под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М.» 2003.
6. Этика: учеб. пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Й.С. Яскевич. Мн., 2004.
7. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гу¬сейнова. М., 2001.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Искусство как эстетический феномен Реферат 2007 23 ВГИК (г.Москва) 500 Купить Заказать
оригинальную
Моральная составляющая брака, любви, семьи Реферат 2008 12 ргтэу 500 Купить Заказать
оригинальную
Этика делового общения: сущность, содержание, принципы Реферат 2008 28 Питер 300 Купить Заказать
оригинальную
Деловая беседа как разновидность служебно-делового общения. Реферат 2008 11 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Поведение за столом. Реферат 2008 20 МГУПИ (г.Москва) 500 Купить Заказать
оригинальную
Водный_транспорт_в_России Реферат 2008 23 не указан 500 Купить Заказать
оригинальную
Эстетика: сущность,содержание. Реферат 2008 15 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
этика. справедливость.долг.достоинство. честь.совесть. Реферат 2008 19 СПб 500 Купить Заказать
оригинальную
Стили руководства и их характеристика Реферат 2008 9 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Конфликты в деловом общении: структура и типология Реферат 2008 11 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную