Главная - Гуманитарные - Психология - Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков

Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков

  • Тема: Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков
  • Автор: Елена
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 36
  • Год сдачи: 2011
  • ВУЗ, город: МГУ
  • Цена(руб.): 540 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние 10-15 лет число сирот увеличилось более чем вдвое и в настоящее время по разным данным составляет от 600 тысяч до 800 тысяч человек. В основном, эти дети - так называемые «социальные сироты», то есть они являются сиротами при живых родителях и число таких детей продолжает расти. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходя из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, плохо адаптируются к такой жизни. В результате в качестве перспективы их, как правило, ожидает безработица, нищета, преступность, алкоголизм, наркомания, суициды. И только немногим удаётся адаптироваться в обществе. Все это свидетельствует о том, что в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны. Исследователи А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых считают, что ход развития ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении, является качественно иным, нежели при воспитании в семье, и он не сводится к отставанию или задержке развития [1, 163 с.] Дети, живущие в детских домах и домах-интернатах, не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, и лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Согласно же наблюдениям, описываемым в своей книге «Психология сиротства» Прихожан А.М. Толстых Н.Н. «в интернате в 6, 7 и 8 классах есть несколько человек (10-15%), которые пишут о своем желании поступить в институт. Количество таких учащихся в каждом из этих классов практически одно и то же. В школе таких учащихся, во-первых, значимо больше во всех классах, а во-вторых, их число постоянно растет, достигая максимума к концу школьного обучения» [2, 158 с.]. Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, потому что они, как правило, не знают реальной жизни и в дальнейшем рассчитывают на помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь. Основная миссия детского дома - помочь в социальной адаптации воспитанников. Актуальность исследования определяется проблемой адаптации к самостоятельной жизни выпускников учреждений интернатного типа и ее приоритетами для общества и государства, ставшими исключительно значимыми в последнее десятилетие, когда проблема сиротства приобрела национальные масштабы. Целью настоящего исследования стало решение проблемы социально-пcихологической адаптации детей-сирот, как одной из наиболее общественно значимых, которые стоят перед государством в настоящее время. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Проанализировать понятие психологической готовности к самостоятельной жизни детей-подростков. 2. Измерить уровень социально-психологической адаптации детей-сирот. 3. Проанализировать результаты проведенного исследования 4. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с детьми-сиротами с целью повышения уровня их социально-психологической адаптации. Объект исследования: психологическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет исследования: социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни старших подростков. . 1.1 Понятие психологической готовности к самостоятельной жизни

Для того чтобы раскрыть понятие психологической готовности к самостоятельной жизни, необходимо прежде всего определить психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу данного понятия могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы - семью, работу, государственные и международные отношения, и ему необходимо к ним адаптироваться, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо:
- разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;
- иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с данной позицией;
- самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;
- самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);
- позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью [3, с.56].

Исходя из всего вышеперечисленного можно сказать, что психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформированность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы.
Проблема самоопределения рассматривалась С.Л.Рубинштейном в контексте проблемы детерминации, то есть закономерной зависимости психических процессов от порождающих их факторов: «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». С.Л.Рубинштейн подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения - самодетерминации, собственной активности индивида, осознанного стремления занять определенную позицию [4, с.78].

Содержание


Введение 3
Глава 1. Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков 6
1.1 Понятие психологической готовности к самостоятельной жизни 6
1.2 Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 12
1.3 Усыновление. Опека 13
1.4 Патронатная семья и семейный детский дом 16
Глава 2. Исследование социально-психологической адаптации выпускников интернатных сиротских учреждений к самостоятельной жизни 19
2.1. Цель, задачи и методы исследования 19
2.2 Результаты исследования 20
2.3 Обсуждение результатов и рекомендации специалистам 26
Заключение 32
Список литературы 36

Литература


1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. . «Психология сиротства»: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 163 с.
2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. . «Психология сиротства»: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 158 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности: М.: Наука, 2000. - 56
4. Рубинштей С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 78 с.
5. Гологузова М.Н. Социальная педагогика: М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 124 с.
6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. . «Психология сиротства»: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 178 с.
7 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. - М.-Воронеж, 2001. – 176 с.
8. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. – 185 с.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006.– 98 с.
10. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс, 2001. - 156 с.
11. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 2003. – 83 с.
12. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во Моск.университета, 2001. – 157 с.
13. Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой, М. Люсиной. М. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: 2001. - 127 с.
14. Н. Машер \"Школа приемных родителей, виртуальная и реальная\" // Семья и школа. 2003. № 3. – 4 с.
15. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: , 2002.- 78 с.
16. Занозина В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб.: Лики России, 2008. - с. 39.
17. Заводилкина О.В. Особенности адаптации ребенка в приемной семье (По письмам родителей-воспитателей семейных детских домов) // Семья в России. - 2006. - № 1. – 63 с.
18. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс, 2000. – 78 с.
19. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. - М.: Прогресс, 2004. – 212 с.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Нарратив и психология семьи Курсовая 2011 31 МГУ 465 Купить Заказать
оригинальную
Память как высшая психологическая функция Курсовая 2010 25 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Определение характера человека Курсовая 2010 13 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Организация игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Курсовая 2010 22 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Мотивационные факторы выбора места работы Курсовая 2011 50 МГУ 750 Купить Заказать
оригинальную
Полоролевая идентичность юношей с разной успеваемостью в учебном заведени Курсовая 2010 43 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Психологическое исследование деятельности личности в экстремальных ситуациях Курсовая 2010 42 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Темперамент и характер Курсовая 2010 31 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста Курсовая 2010 41 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Коммуникативные технологии разрешения конфликтов Курсовая 2001 23 ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 1500 Купить Заказать
оригинальную