Главная - Гуманитарные - Философия - Филосовская категория бытия

Филосовская категория бытия

  • Тема: Филосовская категория бытия
  • Автор: Лена Михалькова
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Философия
  • Страниц: 21
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение
«Философская категория бытия» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие как исходная первичная характеристика мира - слишком бедное и слишком широкое понятие, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что человек под бытием понимает наличность, для-себя-бытие, реальность. Бытие - все то, что существует тем или иным способом. Таков первый и, казалось бы, очевидный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половиной тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Аверинцев С.С., Гайденко П.П., Гегель Г.Ф., Сартр Ж.П., Хайдеггер М. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть «бытие» как философскую категорию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать возникновение категории «бытие»;
Рассмотреть основы проблем бытия в европейской философии;
Систематизировать и обобщить существующее современное понимание и перспективы категории бытия.


Возникновение категории бытия
Любая философская категория выражает лишь один из "срезов" действительности. Но это самый общий срез, имеющий отношение ко всем многообразным формам предметов и явлений. Бытие - самая общая философская категория. Иметь бытие - значит существовать. Существуют конкретные предметы и явления, их свойства и отношения. Существуют материальный и духовный миры. С помощью категории бытия не может быть раскрыто все богатство и многогранность явлений, но рассматривается лишь одна из их сторон, а именно причастность к Универсуму, ко всему существующему. Но философия не ограничивается лишь констатацией существования мира. Ее интересует анализ природы бытия и универсальной связи его элементов, соотношение бытия и конкретных форм его существования. Первые подходы к пониманию единства мира, его целостности, поиски его основ и управляющих им закономерностей намечаются уже в философии Древней Индии. Так, в "Ригведе" говорится: "Едино то, что стало всем". Это единое существовало, когда не было неба и земли, смерти и бессмертия. Но мы не знаем, откуда возникло это мироздание, кто его создал. В "Упанишадах" создателем этого мира признается Атман, из которого возникли пространство, ветер, огонь, вода, земля, растения, животные и человек. Из сущего возникает несущее как мир конкретных предметов. В философии великого китайского мыслителя Лао-цзы основой мира и его началом признается дао. Оно бестелесно, бесконечно, но именно его превращения - "врата рождения" всех воспринимаемых человеком вещей.
Появление категории "бытие" относят к истокам философского мышления, которое соответствовало требованиям рациональности и могло успешно преодолевать недостаточные объяснительные возможности мифологии. Впервые этот термин предложил древнегреческий философ элейской школы Парменид. Для этого периода характерен кризис мифологического мировоззрения. Люди начали терять веру в традиционных богов, которые для них были гарантами порядка и стабильности в мире. Человек утрачивал опору, ощущение надежности, защиты, уверенности в достижении своих целей. Если в мире нет порядка, то как можно быть уверенным в том, что зажженный огонь принесет тепло, а не сожжет все, находящееся вблизи его? Подобные размышления порождали пессимизм и отчаяние. Человек почувствовал себя одиноким, заброшенным в этот мир, вынужденным барахтаться в нем без всякой надежды на помощь и поддержку со стороны высших сил.
Обращение Парменида к понятию "бытие" стало реакцией на эту кризисную мировоззренческую ситуацию. В его поэме "О природе" выделяются основные характеристики бытия. Там говорится, что "нерожденным должно оно быть и негибнущим также". И нельзя сказать, что его не было или не будет. Оно едино, Его не может быть больше или меньше, "но все наполнено сущим", "нет и не будет другого сверх бытия ничего". Здесь же говорится о тождестве мысли и бытия. "Можно лишь то говорить и мыслить, что есть". "То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает, ибо без бытия, о котором ее изрекают мысли, тебе не найти" .
Абсолютная мысль, которая обеспечивает порядок и стабильность этого мира, дает человеку ощущение надежности его существования. Этот Абсолют называется также божеством, Судьбой, Вечностью. Он гарантирует существование необходимости, порядка, который не может внезапно измениться. Поэтому человек может надеяться получать ожидаемые результаты своих действий и нет оснований для отчаяния и пессимизма. Но бытие для Парменида - это не мир явлений, воспринимаемых человеком с помощью органов чувств. Это нечто, стоящее за ними, обеспечивающее их существование и порядок. Оно едино, неизменно, представляет собой всю возможную полноту совершенства, которое выражается прежде всего как Истина, Добро, Благо, Свет.
Бытие в философии Парменида рассматривается как истинное сущее. Оно амодостаточно, лишено чувственных качеств и его можно постигать только умом. В то же время бытие сравнивается с шаром, который не имеет пространственных границ. Бытие - это прежде всего мысль. Но это не индивидуальная мысль, а космический разум - Логос . Именно Логос открывает человеку непосредственно истину бытия. Логос Парменида не совпадает с понятием Бога в более позднем христианском учении. Логосу не присущи какие-либо личностные качества, у него нет контактов с людьми, бытие (или Логос) понимается как безличностная трансцендентная реальность.
Бытие всегда есть, но оно открывается нам, если мы сделаем усилие и попадем в соответствующее состояние. Бытие проявляется в нас через такие бытийственные характеристики, как совесть, любовь, честь, справедливость. Например, совесть неделима, она не может существовать вчера, а сегодня не существовать, не имеет причин во внешних эмпирических обстоятельствах, по совести поступают, потому что не могут поступать иначе, независимо от конкретных обстоятельств. Совесть дается и в мыслях. Но только находясь в состоянии совести, человек способен мыслить о ней.

Содержание

Введение 3
Возникновение категории бытия 4
Проблема бытия в европейской философии 9
Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия 15
Заключение 19
Список литературы: 21

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
2. Бытие. Методические рекомендации к семинарским занятиям по философии для аспирантов. Пущино, 2003.
3. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии, 2002. № 3.
4. Гегель Г. Наука логики. М., 1970. Т. I.
5. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук (учение о бытии). М., 1974.
6. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.
7. Кант И. Соч.: В 6 т. M., 2005. Т. 4.
8. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания: Учебник. М., 1998.
9. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1.
10. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2.
11. Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3.
12. Скворцов А.В. Культура самосознания. Человек в поисках своего бытия. М., 1989.
13. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1995.
14. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10.
15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства Реферат 2004 14 ВГИиК 500 Купить Заказать
оригинальную
Место и роль науки в возрении просветителей 18 века Реферат 2008 18 МГУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Место и роль науки в возрении просветителей 18 века Реферат 2008 20 МГУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Развитие представлений о бессмертии в религиозных учениях мира Реферат 2004 24 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства 500 Купить Заказать
оригинальную
Становление науки как формы духовного производства и как социального института Реферат 2004 38 УГТУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Пространство и время в современной картине мира Реферат 2008 24 Волгоград 500 Купить Заказать
оригинальную
Историко-философский смысл понятия «Эксперимент» Реферат 2008 13 Волгоградский государственный университет 500 Купить Заказать
оригинальную
Буддизм как философия и образ жизни Реферат 2004 38 БГПУ им.М.Танка (Минск) 500 Купить Заказать
оригинальную
Идеальное государство Платона Реферат 2004 18 БГПУ им.М.Танка (Минск) 500 Купить Заказать
оригинальную
Диалектика сознательного и бессознательного Реферат 1998 8 Пятигорск 500 Купить Заказать
оригинальную