Главная - Гуманитарные - Психология - Конфликты детско родителеских отношений

Конфликты детско родителеских отношений

  • Тема: Конфликты детско родителеских отношений
  • Автор: Татьяна
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 63
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: МГЭИ (Минск)
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Подростковый возраст занимает особое положение в цикле детского развития, о чем свидетельствуют и другие его названия - "переходный", "трудный", "критический". Границы подросткового возраста устанавливаются между 10 и 15 годами (Д.Б.Эльконин, 1971). Основное содержание этого периода составляет остро протекающий переход от детства к взрослости, накладывающий отпечаток на все стороны психического развития подростка.

Кризисность и трудность подросткового возраста обусловлены резким взрослением, скачком из детства в новую возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, он обнаруживает в себе новые чувства и побуждения. Естественно, что внутренние процессы развития в подростковом возрасте (как и в любом другом) нельзя рассматривать в отрыве от внешних условий, ведь "к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью" [8, с. 258]. Специфическое для каждого возрастного этапа отношение внутренних процессов развития и внешних его условий (социальная ситуация развития) определяет качественно новые психические образования.

Как известно, важнейшие психические новообразования возраста формируются в ходе ведущей деятельности (ведущего типа общения). По мнению большинства исследователей, ведущим типом общения в подростковом возрасте является интимно-личностное общение. Существует и другая точка зрения: так,

Г.М. Бреслав считает, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является самоутверждение, а социальную ситуацию развития образует взаимодействие подростка с референтной группой.

Но потребность в самоуважении в подростковом возрасте не может рассматриваться вне интимно-личностного общения, т.к. именно во взаимоотношениях со сверстниками подросток реализует ее. Д.И. Фельдштейн (1995) отмечает, что особой деятельностью, которая наиболее полно обеспечивает усвоение норм человеческих взаимоотношений и наиболее сензитивна подросткам, является общественно полезная неоплачиваемая деятельность, выступающая как ведущий вид деятельности, определяющий развитие психики на этой сложной фазе онтогенеза [34, с. 179].

Таким образом, различные точки зрения психологов имеют под собой общую основу: большинство из них (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин, Г.М. Бреслав, Д.И. Фельдштейн, А. Бандура, П. Блос) считают, что для подросткового возраста характерна направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений с людьми, с обществом.

Абсолютное большинство зарубежных и отечественных исследователей отмечают особое положение подросткового возраста в цикле детского развития, его сложность, противоречивость, присущие данному периоду кризисные явления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Семья как фактор становления личности подростка

1.2. Особенности развития в подростковом возрасте

1.3. Конфликтность и ее проявление в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2.1. Построение и методы исследования

2.2. Диагностика стиля детско-родительских отношений

2.3. Анализ результатов исследования конфликтности в аспекте связи со стилем детско-родительских отношений

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ





Семья для ребенка это первая социальная микросреда, один из социальных институтов общества. В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения в семейном воспитании и в семье в целом. Материальная нестабильность, стремление обеспечить благополучие семьи, значительно сокращают время, силы и внимание родителей к воспитанию детей, что приводит к игнорированию их психологических потребностей, чрезмерности или недостаточности требований обязанностей, требований - запретов к нему, увеличивает строгость санкций за нарушение требований ребенком, приводит к неустойчивости стиля воспитания в семье.

Известно, что нарушение внутрисемейных отношений патогенно влияет на развитие личности ребенка. При этом одной из основных причин, способствующих формированию психопатологических черт личности, обычно называют детско-родительское отношение матери и отца к своему ребенку, которое проявляется в чрезмерной холодности и требовательности, чрезмерном рационализме, эмоциональном отвержении ребенка или в неумеренной аффектации.

Актуальность: В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных детско-родительским отношениям и развитию подростка в семье. Однако проблема связи детско-родительских отношений и конфликтности подростков до сих пор не была конкретным предметом изучения. Поэтому данное исследование направлено на поиск связей между стилями детско-родительских отношений (конструктивными и деструктивными) и конфликтностью в подростковом возрасте. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе подростковой конфликтности.

Научная новизна исследования состоит в установлении связи детско-родительских отношений и конфликтности в подростковом возрасте.

Практическая значимость: Полученные данные могут быть использованы при разработке психопрофилактических программ, целью которых является:

1) оптимизация детско-родительских отношений;

2) гармоничное развитие подростков в семье.

Гипотезы исследования: Мы исходили из предположения о связи детско-родительских отношений и конфликтности в подростковом возрасте, которая может быть выражена следующим образом:

а) высокие модальности отношений негативного характера детерминируют высокую конфликтность;

б) низкая конфликтность детерминируется гармоничным типом детско-родительских отношений;

в) воспитательная конфронтация, выраженная в противоречивых показателях отношений отца и матери, опосредует конфликтность подростков.

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.//Вопросы психологии.- 2002.-№1.

2. Агейко О.В. Историческая эволюция типов детско-родительских отношений.//Развитие психологии в Беларуси: история и современность. Сборник статей Республиканской научной конференции. Часть 2. Мн.: 2001.

3. Актуальные проблемы социально-психологтческой помощи семье: теория и практика: Материалы международной научн. практич. конференции. Мн.: 2000.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1990.

6. Бубнова И.А. Проблемы современной семьи и их влияние на развитие подростка.// Гуманитарно-экономический вестник.- 2001.- №2.

7. В мире подростка./Под ред. А.А. Бодалева.- М., Медицина, 1982.

8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984.- Т.4.

9. Горьковая И.А. Нарушения поведения у подростков как социально-психологическая проблема.// Адукацыя i выхаванне.- 1997.- №7.

10. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Издтельство "Питер",2000.

11. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей.// Социологические исследования.- М.: "Наука", 1996.- №3.

12. Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком.- М.: Издательство "Прогресс".- 2000.

13. Казак Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением.- Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.

14. Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: Подростки сегодня.- М.: Школьная пресса, 2002.

15. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер. с фр.- М.: Педагогика, 1991.- Пер. изд.: Бельгия, 1986.

16. Комиссаренко Т.И., Колесник Н.Т. Особенности семейного воспитания и их влияние на личность ребенка.// Материалы международной научно практ. конференции. Мн.,1999.

17. Костенич О. Каков он, современный подросток?// Матэрыялы Рэспубликанскай студэнцкай навук.- практычн. канферэнцьй, прысвеч. стагоддзю з дня на-раджэння Л.С. Выгоцкага. Мн., 1996.

18. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Издательство "Питер", 2000.

19. Крук А.Н. Стили и методы воспитания в семье: преимущества и недостатки.//Адукацыя i выхаванне.- 1998.- №10.

20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.

21. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Издательство "Речь", 2000.

22. Метелица А.С., Папко М.В. Особенности личности и взаимоотношений в семьях подростков с отклоняющимся от нормы поведением.// Тезисы докладов международной научно практич. конференции.- Мн., 1997.

23. Мицкевич Ж.И. Проблемы детско-родительского взаимодействия.// Психа-лот.-2002.-№3.

24. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка.- СПб.: Питер, 2002.

25. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.- Л.: Издательство ЛГУ, 1979.

26. Популярная психология для родителей./Под. ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997.

27. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса / Психологическая наука и образование.-1997.- №1.

28. Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре.//Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2001.

29. Сезнева Т.А. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.//Адукацыя i выхаванне.- 2000.- №11.

30. Сенько Т.В. Поведение родителей и социальная успешность детей.//Адукацыя i выхаванне.- 2000.- №11.

31. Сермяжо Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Пособие.- Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2001.

32. Спиваковская А.С. Как быть родителями.- М., 1988.

33. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987.

34. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.,1991.

35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л.: Медицина, 1990.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 БИЭФ 1500 Купить Заказать
оригинальную
Потребности, установки, мотивы Курсовая 2006 26 МГЭИ (Минск) 1500 Купить Заказать
оригинальную
Мотивация карьерного роста личности Курсовая 2005 48 МГЭИ (Минск) 1500 Купить Заказать
оригинальную
Эмоции Курсовая 2007 39 СИПЭУ 1500 Купить Заказать
оригинальную
Юнг и его психологические типы Курсовая 2007 35 СИПЭУ 1500 Купить Заказать
оригинальную
Ранний детский аутизм. Проблема социально-бытовой адаптации Курсовая 2007 36 СИПЭУ 1500 Купить Заказать
оригинальную
Роль языка в становлении личности человека Курсовая 2007 33 СИПЭУ 1500 Купить Заказать
оригинальную
Нарративное консультирование в работе психолога в образовании Курсовая 2007 49 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Особенности мышления у детей с речевыми нарушениями Курсовая 2007 37 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Особенности познавательных процессов умственно-отсталых детей Курсовая 2007 28 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную