Главная - Гуманитарные - Культурология - Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе

Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе

  • Тема: Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 18
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Ивантеевка
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века» однако на деле это выглядит столь однозначно. Несомненно, что мир средневековой культуры для нас стра-нен и не всегда понятен. Вся культурная жизнь в период средневековья в значительной степени определялась христианством, которое вырабатывало но-вую этику поведения, внедрило новый взгляд на мир и на место человека в нем. Учения о прекрасном мыслителей этой эпохи неизменно были ориентированы на постижение Бога творца всех видимых форм, которые существуют не само по себе, но лишь как средство постижения божественного разума.
Существовала, естественно, и светская культура, которая наиболее четко отражала нравственные устои средневековья. В ней особое место принадлежит рыцарской культуре. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета. Ры-царь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о поданных. Он должен быть храбрым, верным, воевать лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражаться на турнирах в честь дамы сердца, сто-ронясь всего недостойного.
Наиболее яркое выражение нравственных идеалов средневековья пред-ставлено в литературных произведенях, примерами которых можно назвать произведение П. Абеляра «История моих бедствий», роман Жана Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза», роман А. Поупа «Письмо Элоизы к Абеляру» и др.







1. Нравственные идеалы средневековья

Главным источником складывания средневековой нравственности явля-ется религия, христианская этика. Основы христианской этики наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианство открывало возможности приобщаться к новой морали представи-телям любой этнической группы, так как для него не было «ни эллина, ни иу-дея», то есть все люди воспринимались изначально равными. Средневековье создало новое понимание человека и меры его ценности. Человек в сознании людей перестал быть центром мироздания. В нем видели лишь частичку все-ленной, подчиненную ее неведомым силам.
В чем же проявляются нравственные идеалы человека, живущего в сред-ние века? Как уже было сказано, истоками нравственности были христианская религия, этика, устои которых получали четкий отпечаток в нравственном вос-приятии и поведении человека. Вспомним, например, десять божьих заповедей, которые, в частности, играют главнейшую роль в формировании нравственных идеалов. Заповедь «Не убий!» воспринимается средневековым человеком как преграда к совершению греховного поступка. Убить значит совершить зло, грех. В сознании человека грех поступок против Бога, церкви, и, как следст-вие, нравственности и морали. На кого перенести тяжесть греха? Подсозна-тельное понимание запрета и понимания последствий определяет, что такие действия недопустимы и, следовательно, поведение человека, не совершившего действие противное закону Божьему, является нравственным, допустимым. Из этого следует, что нравственно допустимым является поведение, не противоре-чащее христианским устоям.
Итак, христианство является основным истоком формирования нравст-венности средневекового человека. Рассмотрим основные параметры этого яв-ления.
Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действую-щих в нем силах.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невоз-можно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христиан-ской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородно-го грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребы-вающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек бого-подобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить горды-ню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добро-вольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосер-дия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

Содержание

Введение 3
1. Нравственные идеалы средневековья 4
2. Отражение нравственных идеалов в рыцарской культуре 8
3. Отражение нравственных идеалов
в средневековой литературе 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Литература

1. Бельская Е. Ю. Нравственная философия и религиоведение: Учеб. посо-бие /под ред. Ю. В. Крянева и М. В. Колтыпиной. - М.: МАИ, 1992. -63 с.
2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. СПб.: Мифрил, 1995. 244 с.
3. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Отв. ред. Попов Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1995. - 335 с.
4. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1996. - 397 с.
5. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие / В.И. Полищук. - М.: Гар-дарика, 1998. - 446 с.
6. Шишова Н. История и культурология / Н. Шишова. М.: Логос, 2003. 368 с.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей Реферат 2006 25 ИМБ,г.Набережные Челны,РТ 500 Купить Заказать
оригинальную
Творчество импрессионистов Реферат 2002 17 МЭГУ, Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Литература европейского средневековья Реферат 2007 23 Санкт-Петербург 500 Купить Заказать
оригинальную
Первобытная культура Реферат 2008 22 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Формирование русской культуры Реферат 2007 17 Вологодский Государственный педагогический Университет 500 Купить Заказать
оригинальную
Культура Египта Реферат 2007 21 Вологодский Государственный педагогический Университет 500 Купить Заказать
оригинальную
Культурные и духовные потребности человека.Множественность определений понятия культура Реферат 2007 18 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Европейская культура Новейшего времени XX века Реферат 2007 14 москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Концепция культурной типологии (Данилевский н. я., Тойнби а., Шпенглер о.) Реферат 2008 28 Академия МВД РФ 500 Купить Заказать
оригинальную
Эстетические характеристики поп-культуры конца XX начала XXI столети Реферат 2007 23 ВГИиК 500 Купить Заказать
оригинальную