Главная - Гуманитарные - Религия и мифология - Характер и особенности современной религиозности

Характер и особенности современной религиозности

  • Тема: Характер и особенности современной религиозности
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Религия и мифология
  • Страниц: 13
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: МГИМ
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение

ХХI век является переломным моментом для многих элементов человеческой культуры. Не является исключением и религиозная жизнь. Действительно, достаточно посмотреть вокруг, чтобы убедиться, что традиционная религиозность, представленная устоявшимися церковными организациями, имеющими развитую структуру, канон, синтезированными с другими элементами культуры, постепенно уступают место значительному количеству нерелигиозных систем, многие из которых приводят в замешательство своей необычностью и несопоставимостью с традиционными религиями[7,c.111].
Наш реферат посвящен анализу некоторых новых тенденций, которые появляются в религиозной жизни современного общества.
Для полноты проведем анализ по двум направлениям - психологическому и социальному.
Прежде всего, отметим, что для адекватного анализа совремнных религиозных тенденций необходимо коренным образом пересмотреть сами термины "религия" и "религиозность".
В традиционном восприятии религиозность обычно связывают с поклонением человека чему- либо, верой в сверхъестественные силы и т.д. Подобное определение религиозности верно для традиционных западных религий, однако, совершенно не применимо для многих восточных и неорелигиозных систем. Где провести грань между наукой и мистикой в дианетике и подобных ей религиозно-психологических системах? Насколько верной будет попытка отнести веру в экстрасенсорику к религиозным верованиям? Для того чтобы ответить на эти и подобные им вопросы попытаемся рассмотреть понятие религиозность с психологических позиций.
В качестве отправной точки используем элементы общие для всех религий, наличие которых определяет систему как религиозную. Таких элементов три:
религиозные образы; мифологическая система; ритуалы.

1. Характер современной религиозности: религиозные образы, мифологическая система и ритуалы


Религиозным образом можно назвать любой объект, который является для человека или группы людей эмоционально значимым, вызывающим религиозные чувства. Для более точного определения этого понятия "религиозный образ" охарактеризуем особенности религиозного образа с позиций психологии.
Религиозные образы являются в основном бессознательными образованиями, они не бывают полностью охвачены сознанием или поняты. Более того, почти во всех религиозных системах присутствуют запреты на обсуждение сверхъестественных сил и явлений.
Религиозные образы являются сильно эмоционально насыщенными бессознательными объектами. Эту особенность можно без труда увидеть в повышении эмоционального тона у верующих при обсуждении религиозных тем. Именно это свойство религиозных образов делает их значимыми в жизни человека.
Религиозные образы являются целостными объектами и не поддаются анализу или расчленению на составляющие. Всякая попытка проанализировать религиозные образы приводит к утере атмосферы святости или таинственности их окружающей.
Наиболее распространенными образами являются сверхъестественные существа, однако, в принципе возможно насыщение любого объекта дополнительной значимостью (фетишизация). Источником существования религиозных образов могут являться как личные переживания человека, подвергнутые мифологизации, так и образы, мифологизированные на уровне культуры и навязанные человеку посредством воспитания[1, c.369].
В современных религиях можно заметить некоторые тенденции, связанные с изменением типов религиозных образов:
1. Перенесение религиозных образов из области сверхъестественного в сферу повседневную. Этот процесс в какой-то мере обратен секуляризации. Фетишизации может подвергнуться все: лекарство (гербалайф), научная концепция (фетишизация метода Брейера-Фрейда дианетикой)[8,c.12].
2. Появление религиозных образов из области науки и техники. Так в некоторых системах роль высшего существа играет "космический компьютер", НЛО, "неорганические существа". В одной из общин источником творения считаются "лучи творения", которые исходят из "лучеводов"[2,c.10].
3. Возможность искусственного формирования религиозных образов, т.е. создания и поддержания новых религий.
Традиционно существовало 2 внешних источника формирования религиозных образов:
1. эмоциональное заражение от наделенного сильной харизмой человека
2.индуцирование соответствующих образов обществом в процессе воспитания.
Современное уровень развития психологии позволяет индуцировать религиозные образы искусственно, что и используется большинством ныне существующих религиозных систем. Например, практически во всех неохристианских общинах используются такие элементы манипулятивного воздействия, как хоровое пение повторяющихся молитвенных фраз, носящих установочный характер, используется метод "трех да", во время проповедей, групповое одобрение требуемого поведения и другие манипулятивные методы.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Характер современной религиозности: религиозные образы, мифологическая система и ритуалы 4
2. Новые формы религиозных организаций 9
Заключение 12
Список литературы 13

Литература

Список литературы

1. Вебер, М. Социология религий. М., "Юрист", 1994. - 704с.
2. Волков, Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. №2. - 87-93 с.
3. Воронцова, Л., Филатов, С., Фурман, Д. «Религия и политика в современном массовом сознании» сб. Религия и политика в посткоммунистической России М., изд-во Ин-та философии РАН, 1994.- 89 с.
4. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. - Белгород, 1997.- 322 с.
5.Сафронов, А.Г. Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику // Вестник харьковского университета №460 Харьков 1999.- 114 с.
6. Смейлзер. Социология. М.Феникс 1995.-600 с.
7. Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преодоления / Онищенко А.С., Литвиненко Н.Т., Косуха П.И. и др.; Под общ. ред. Онищенко А.С., Литвиненко Н.Т. - Киев: Политиздат Украины, 1987. - 265 с.
8. Фурман, Д. «Религиозность в России в 90-ые годы» сб. «Старые церкви, новые верующие», Москва СПб, 2000 г., изд-во «Летний сад».- 48 с.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Отечественные и зарубежные мыслители и богословы о проблемах взаимоотношений Православной и Иерусалимской церкви в первой половине 20 века Реферат 2010 29 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Крещение Руси: факты и вымыслы. Реферат 2009 8 МГИИТ 500 Купить Заказать
оригинальную
проблема христианских и мусульманских взаимоотношений Реферат 2009 10 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Погребальные пямятники верхнего палеолита Реферат 2010 11 МПГУ 500 Купить Заказать
оригинальную
История мировых религий Реферат 2010 15 РГГУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Значение и роль религии в становлении американского общества Реферат 2010 14 РГГУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Религия Китая и Японии Реферат 2011 14 - 500 Купить Заказать
оригинальную
Принятие христианства и его значение для развития Руси Реферат 2011 14 - 500 Купить Заказать
оригинальную
Понятие духовной науки у Рудольфа Штайнера Реферат 2010 12 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Ваххабизм Реферат 2010 19 НовГУ 299 Купить Заказать
оригинальную